simply_tatiana: (Easter)
[personal profile] simply_tatiana
Ну, во-первых, почему бенедиктинская? А вот почему. Кое-кто уже в курсе, что с прошлой осени мы с мальцами ходим не в русскую церковь, а во франкоязычный приход св.Венедикта Нурсийского, основателя ордена бенедиктинцев. Так что называть приход наш бенедиктинским более чем логично. Русских там, кроме нас, еще двое - иподьякон Володя, родом откуда-то с Украины, и старенькая бабушка Грета из Подмосковья. Все остальные - местные, преимущественно франкофоны, хотя есть несколько человек, для кого основной язык все-таки английский, но при этом они предпочитают ходить не в англоязычный Знаменский приход, а к нам. Приход крошечный, спсисочного состава всего сорок три человека, считая с младенцами. Ну и еще несколько человек ходят либо неприписанные вроде нас (дети просили пока никаких формальных шагов не совершать), либо пока еще не присоединившиеся католики. Все в прошлом - католики, с серьезной теоретической базой и опытом многолетней глубокой катехезы, поэтому что происходит, ради чего они в храме, всем понятно, и участие в службах у всех самое полное и осознанное.
До недавних пор я сама в качестве богослужебного признавала исключительно ЦСЯ. В прошлом году моя упертость изрядно покачнулась, а нынешний опыт Великого поста и Пасхи окончательно расставил все по своим местам. Да, я по-прежнему очень люблю славянские службы, великолепные наши песнопения. но никогда раньше не было у меня такого полного понимания и участия в постовых и Страстных службах. Это какой-то совсем новый серьезный опыт проживания и поста, и, в особенности, Страстной Седмицы, опыт полной включенности в собятия каждого дня. Это все происходило не когда-то давно с древними иудеями, а здесь и сейчас, с нами. Это у нас отнимали нашего Христа, перед нами его мучили, мы его оплакивали и хоронили. Я не помню, чтобы когда-либо раньше я на службах плакала так, как в этом году захлебывалась от слез на Двенадцати Евангелиях.
Французские богослужения очень сильно похожи на церковно-славянские, хотя некоторые песнопения все-таки поются на иной мотив, иначе слова не ложатся.  Но есть некоторые нюансы, о которых я хочу сейчас рассказать, потому что они заметно отличаются от того, к чему я привыкла в предыдущие годы.
В первую очередь это убранство храма. Оно менее траурное, черного цвета почти не было, за исключением облачений священников на Страстной, и покрывал на некоторых аналоях. Основной Великопостный цвет - винно-красный, такого цвета и завесы, заменяющие дьяконские двери, и облачения, и покровы аналоя для плащаницы.



Цветов тоже заметно меньше, чем в русских храмах, в основном это великолепные темные розы.

В невоскресные дни на службах народа не слишком много - кому с работы трудно отпроситься, у кого уже возраст и здоровье не те, у кого дети совсем маленькие. Но на вечерней службе в Великую Пятницу церковь была полна практически под завязку. И вот в какой-то момент (я не запомнила, что в этот момент пелось) владыка обошел по кругу всю церковь, наливая из бутылочки каждому в ладони воду, смешанную с розовым маслом. Этой водой надо было умастить лицо и волосы. Что это за обряд, откуда он взялся - не ведаю. Но ровно то же самое потом повторилось во время Пасхальной литургии.



Вот, это как раз Дан и Елена на Пасху умываются розовой водой. А фотография не убитая, это  такой густой ладан в воздухе стоял.

В Великую Субботу на службе народу вообще было всего человек двадцать, считая с клиром и хором. Владыка служить не стал, пошел на клирос, сам пел, сам регентовал, и порой единолично вытягивал сложные моменты, когда хористы сбивались и не знали, как правильно спеть. Никто им по этому поводу, кстати, ни слова не сказал. :) А паремии мы все по очереди читали, и неважно, что не все умели выпевать, как положено, что волновались, сбивались и запинались даже в знакомых словах. Но это было настолько замечательно, и давало такое полное ощущение сопричастности, что его очень трудно передать словами.

Но самое интересное было, конечно, на Пасху. Богослужение началось в кромешной темноте, когда в храме не было даже самого крошечного огонька, только алтарь был немного подсвечен изнутри. В этой же темноте вышли священники и внесли плащаницу в алтарь.



После этого там тоже воцарилась полнейшая темнота, а хор умолк. Чуть-чуть погодя в этом мраке забрезжил слабый свет, отец Марк вышел на солею с горящим трикирием и позвал всех подходить и зажигать от его свечей свои огни.



И с негромким пением тропарей во славу Христа, показавшего нам Свет, народ потихоньку потянулся в северной двери, на крестный ход. Дальше все шло достаточно привычным порядком с той разницей, что не делали три круга вокруг квартала, а просто по улице обогнули храмовое здание, у южной двери прочитали Евангелие, спели все положенные тропари и вод "Христос Воскресе!" вернулись обратно в церковь.



Там тем временем как раз сменили алтарные завесы, вынесли икону Пасхи, и тут же началась Светлая Заутреня. Поскольку никаких захожан, никаких "пасхальных прихожан", приходящих только на крестный ход или только куличи освятить, не было, то по ходу богослужения не только никто не ушел, а наоборот, еще и подходили опоздавшие. Заутреня без паузы перешла в литургию, причащался весь храм без исключения. Кстати, вот такой интересный у нас тут артос, непривычной для меня формы:



 А яйца для одаривания на отпусте красили чуть не всем приходом. Вообще, как говорят, в предыдущие годы этим занимался владыка лично - сам покупал, сам красил и сам раздавал. Но в этом году он исполняет обязанности архиепископа, поэтому Пасхальную службу ему пришлось служить в кафедральном соборе в Оттаве, а отцу Марку уже почти восемьдесят, он уже старенький, и сил мало, чтобы самому такими делами заниматься. Поэтому каждая хозяйка перед службой в общую корзинку положила по несколько крашеных яичек, а "папА", как его называет о.Силуан, их потом дарил на отпусте.



После литургии все дружно отправились на агапу, домой сбежали только семьи с совсем мелкой малышней, дружно сопевшей по лавкам. Застолье устраивали сборное, каждый приносил что считал нужным, при этом корзинок со снедью для освящения не было вообще. Я сначала этому дивилась, а потом поняла, в чем дело. Разговляются-то все прямо в храме, а эта еда как раз освящается и благословляется прямо перед едой. А свячение куличей и пасок имеет смысл только в том случае, если люди на общую трапезу не остаются. а разговляться едут домой. Пасха моя Царская имела сумасшедший успех, ее смели всю подчистую, и единогласно признали самой удачной из тех, что тамошние дамы когда-либо делали. А еще здесь, как оказалось, не принято ни обмениваться подарками на Пасху, ни детям шоколадные яйца дарить. А я по "русской" привычке притащила целую сумку разнообразных шоколадных яиц, так что мы все равно всю  мелкоту от трех до шестнадцати угостили. Разошлись все около четырех утра, оставив недоеденное в холодильнике до следующего воскресенья. Там хорошо так осталось и куличей, и яиц, и ветчины, так что к следующему кофепитию на Фомино воскресенье можно ничего не приносить...

(no subject)

Date: 2011-04-26 02:09 am (UTC)
From: [identity profile] ingr.livejournal.com
Я там каЖЖется был но давно лет десять тому . . . . .
Это в подвале под храмом?

(no subject)

Date: 2011-04-26 02:13 am (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Это не совсем подвал, это цокольный этаж здания. Но да, видимо, ты именно тут и был.

(no subject)

Date: 2011-04-26 02:27 am (UTC)
From: [identity profile] vershka.livejournal.com
ой, мне очень нравится убранство в бордовых тонах!

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:28 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Ага, мне тоже.

(no subject)

Date: 2011-04-26 03:08 am (UTC)
From: [identity profile] katapetasma.livejournal.com
Интересный рассказ, спасибо :)))

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:29 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Спасибо вам, что читаете. :))

(no subject)

Date: 2011-04-26 03:49 am (UTC)
From: [identity profile] mmekourdukova.livejournal.com
Cамая большая для меня экзотика в этом рассказе - поведение Владыки и отсутствие захожан :-).

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:36 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Ууу, Владыка у нас вообще чудо! Я ж рассказывала, как он как-то после кофепития грязную посуду собирал и помойки вытряхивал, и очень ругался, когда его пытались от этих дел отстранить. Типа, дома я же сам все свои хозяйственные вопосы решаю, почему на приходе нельзя? Кстати, большинство цветов у икон и плащаницы тоже куплены и принесены им. Я в пятницу вообще его не сразу узнала. Пришел такой мужичок, с виду работяга-работягой, в абсолютно пролетарской куртейке, лесорубовской шапке, с хозяйственной авоськой. Потом разделся, гляжу, - Владыка. :))))

А захожанам взяться неоткуда. Эмигранты в свои национальные церкви ходят, а местные если незнакомой религией интересуются, то приходят уже по-серьезному, вдумчиво, без праздного интереса. Таких язык не поворачивается захожанами назвать. У нас есть несколько таких католиков, которые ходят не каждое воскресенье, присматриваются пока, но пытаются вникнуть, узнать, разобраться.

(no subject)

Date: 2011-04-26 04:36 am (UTC)
From: [identity profile] vik-sud.livejournal.com
Христос Воскресе!
Какой дивный рассказ, спасибо...

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:36 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Воистину Воскресе!

Рада, что тебе понравилось, Витя!

(no subject)

Date: 2011-04-26 05:14 am (UTC)
From: [identity profile] marygrove.livejournal.com
Христос воскресе! Очень интересный очерк, спасибо. :)

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:37 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Воистину Воскресе!

Спасибо, что читаете. :)))

(no subject)

Date: 2011-04-26 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] estera.livejournal.com
Ой, как хорошо, судя по всему, было.

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:37 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Хорошо - это не то слово. :))))

(no subject)

Date: 2011-04-26 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] odziy.livejournal.com
русская бабушка Грета это нечто )))

смешанную с розовым маслом
Не знаю, как у греков вообще, а на о. Алонис в конкретном храме после запричастного олтарнег обходит всех с денежной тарелкой и всем в руку льёт такую розовую воду. На любой Литургии.

паремии мы все по очереди читали
Здорово!

непривычной для меня формы
Он часом не сдобный? )))

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:39 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Розовую воду точно не на запричастном лили, это я запомнила. А насчет сдобности артоса не знаю пока. Раздадут - расскажу. :)) Антидор, кстати, часто сдобный бывает, его один из отцов (Силуан - араб) приносит. Я никак не могу к нему привыкнуть, там ароматизаторы какие-то очень сильные и не очень вкусные. :(

(no subject)

Date: 2011-04-27 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] odziy.livejournal.com
Сдобный антидор??!! Ты убила меня фсамое серце!

(no subject)

Date: 2011-04-27 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Ну я ж говорю, у нас микс национальных традиций. :)) А этот антидор приносит батя-араб. Видать, у них так принято. :))))

(no subject)

Date: 2011-04-27 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] odziy.livejournal.com
Но ведь это значит, что у них Агнец сдобный? А вместо вина они, часом, не на бренди служат? А, собсно, почему бы нет, если агничная просфора сдобная? О времена....

(no subject)

Date: 2011-04-27 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Стоп-стоп-стоп! Агнец у них какой надо. И служат на вине, причем на очень хорошем. Просто когда о.С. на службе нет, то после креста раздают действительно части агничной просфоры. А когда он есть, то выносят совсем другой хлеб. Почему так - не знаю, прости.

совсем другой хлеб

Date: 2011-04-27 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] odziy.livejournal.com
Тогда это никакой не Антидор. Антидор - это то, что осталось от агничной просфоры, когда из неё вынули Агнца. Чаще всего это обрезки с четырёх сторон просфоры, хотя на самом деле просфора должна быть целая, но это долго объяснять. :) У греков же служат не на пяти просфорах, а на одной единственной огроменной просфоре с пятью печатями. (Эх, Никон лопатил церковь в угоду грекам, а они всё на месте не стоят). Так что у вас какой-то просто хлеб. О_о

(no subject)

Date: 2011-04-26 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] tatiana-ryaba.livejournal.com
Тихонько завидую.

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:40 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
:) Знаешь, Танюш, я там твои клиросные рассказы все вспоминала, особенно когда певчие сбивались. Думаю, у нас тебе и петь, и регентовать бы понравилось. :)

(no subject)

Date: 2011-04-27 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] tatiana-ryaba.livejournal.com
Да, наверно. У меня ж в подкорке сидит: выведут и расстреляют.

(no subject)

Date: 2011-04-27 12:39 pm (UTC)

(no subject)

Date: 2011-04-26 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] smbr.livejournal.com
Как интересно! Спасибо большое за рассказ!

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:41 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Рада, что Вам понравилось!

(no subject)

Date: 2011-04-26 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] olga-1821.livejournal.com
Христос воскресе!

А службу Вы описываете практически греческую :) Сразу вспомнились Страстная и Пасха в нашем храме в Претории (да и на Александрийском подворье в Москве все похоже, хотя там, конечно, и российское влияние чувствуется). Розовая вода на службе Плащаницы - это греческий обычай, только у нас обычно священник кропит ей и Плащаницу, и молящихся (еще у нас розовые лепестки разбрасывают). Символизирует, естественно, миро, которое принесли ко гробу Мироносицы.

Такие службы, действительно, дают ощущение полной причастности к происходящему... Помню, моя первая полная Страстная - мне было 14 лет, раньше меня на все службы не брали - меня просто потрясла, до каких-то глубинных основ души и сердца. С этим потрясением до сих пор и живу :) Мне кажется, именно та Страстная стала моим рубежом между детской и взрослой верой.

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:43 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Воистину Воскресе!

Я так и думала, что с розовой водой обычай греческий. По-моему, Плащаницу Владыка тоже кропил, мне просто не все было видно из-за спин впереди стоящих людей. Кстати, во время Светлой Заутрени, помимо нашего привычного Канона, было очень много греческих песнопений. Мой старшенький даже пытался периодически что-то со слуха переводить, хотя у него пока словарный запас не очень большой.

(no subject)

Date: 2011-04-26 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] morskoy-anemon.livejournal.com
Интересно :)

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:44 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Да, мне тоже очень интересно было! Я еще очень жалею, что пропустила понедельничную службу, которая называлась "Богослужение Жениха". Подозреваю, что там тоже были какие-то необычные особенности.

(no subject)

Date: 2011-04-27 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] olga-1821.livejournal.com
Богослужение Жениха очень похоже на вечернее богослужение Великого Вторника (только без тропаря преп. Кассианы). В начале этого богослужения на середину храма выносят изображение Христа в багрянице и терновом венце, после службы люди прикладываются к этому изображению, а уносят его только в Страстной Четверг утром.

(no subject)

Date: 2011-04-27 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Спасибо большое! На нашем прошлом прихоже ничего такого не было, а здесь у меня не получилось на него попасть. Если доживем, хочу в будущем году пойти обязательно.

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] nat-tro.livejournal.com
Хорошо. Вспомнился наш уютный маленький храм Покровы в Филях в Москве. Там, где мы сейчас, в Подмосковье, все в храме в соответствии с "советскими традициями" и кучей "захожан" на Пасху.

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:45 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Я вообще больше всего именно маленькие храмы люблю. там совсем другая атмосфера.

(no subject)

Date: 2011-04-26 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] strang-rock.livejournal.com
Радостно, уютно, жизненно)))

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:47 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
О да! Причем именно на этом приходе я как раз в полной мере ощутила наднациональный и надкультурный характер христианства, потому что у нас тут кого только нет. И, главное, все эти люди собраны именно во имя Христово, а не ради культурных традиций или национальной самоидентификации.

(no subject)

Date: 2011-04-26 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] tatti75.livejournal.com
А в православный храм ты ещё ходишь?

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:48 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Так это ж и есть православный! Просто служба ведется на французском языке. А поминаемый владыка - Ириней, он же и у вас в Петропавловском бывает.

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:55 pm (UTC)
From: [identity profile] tatti75.livejournal.com
А! А я ещё удивилась почему иконы!!! Честно не знала, что бывают православные франкофоны!

(no subject)

Date: 2011-04-27 12:00 am (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Еще как бывают. :))) Приходите как-нибудь к нам на службу, это совсем близко от метро Place des Arts.

А бретонские мои дневники ты тоже не видела? Я там довольно много про православных французов рассказывала.

(no subject)

Date: 2011-04-27 12:06 am (UTC)
From: [identity profile] tatti75.livejournal.com
Попытаюсь летом почитать, а то в течении учебного года только пролистывала!

(no subject)

Date: 2011-04-26 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] zver-murmel.livejournal.com
спасибо, очень интересно)

(no subject)

Date: 2011-04-26 11:49 pm (UTC)
From: [identity profile] simply-tatiana.livejournal.com
Спасибо Вам, что читаете. :))

(no subject)

Date: 2011-04-27 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] zver-murmel.livejournal.com
спасибо Вам, что пишете :-)))

Profile

simply_tatiana: (Default)
Tatiana

March 2012

S M T W T F S
     123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 17th, 2017 02:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios